Накануне матча с екатеринбургским коллективом наставник «Уфимца» дал развернутое интервью пресс-службе клуба, в котором рассказал о промежуточных итогах в Суперлиге-1, своем тренерском дебюте и ближайшем сопернике.
Накануне матча с екатеринбургским коллективом наставник «Уфимца» дал развернутое интервью пресс-службе клуба, в котором рассказал о промежуточных итогах в Суперлиге-1, своем тренерском дебюте и ближайшем сопернике.
– «Уфимец» уже успел сыграть с несколькими лидерами чемпионата. Как оцените текущий результат?
– Да, мы сыграли с лидерами, но не нужно забывать, что у нас остаются еще две игры с «Уралмашем» и ТЕМП-СУМЗ-УГМК, которые располагаются в верхней части турнирной таблицы. Еще и тяжелый выезд у нас в Ярославль и Санкт-Петербург. «Спартак» – прошлогодний серебряный призер, команда непростая. Тем и интереснее чемпионат: когда ты выигрываешь всех на «одной ноге», это не так интересно, совсем другое, когда пробуешь себя с сильными и серьезными соперниками.
– Чего ждать от «Уралмаша»?
– «Уралмаш» пока идет не так уверенно, но команда очень серьезная: с легионерами и хорошими российскими игроками. Возвращение тренера добавило им мотивации, придало новый энергетический толчок. Будет непростая игра.
– В чем нужно добавить «Уфимцу»?
– Нужно больше опыта, когда в играх все решается в концовках. У нас все ребята с характером, мотивированные, но все приходит с опытом. Победы придут, нужно лишь играть в этой лиге, тренироваться, чтобы было желание.
– Два матча в дальневосточном турне получились абсолютно разными по характеру. Почему?
– В первом матче сказалось отсутствие двух игроков стартовой пятерки, их игровое время легло на плечи других парней. Я им благодарен, вошли в игру хорошо, с самоотдачей. Старт со «Спартаком» отнял много сил – хорошо начали, завели соперника. Было удивительно смотреть, как Митчелл, один из лучших легионеров лиги, работает в защите. Все поняли, что может случиться сенсация, и без шуток работали на все сто, а то и больше процентов. У нас не хватило скамейки. Когда ребята садились, было видно, что им очень тяжело. Отдали все силы на эту концовку. Мне пришлось даже выпустить молодого игрока, чтобы дать чуть-чуть глотнуть воздуха парням. С «Восток-65» сказался перелет и акклиматизация, разница в часах. Я на себе почувствовал, потому что не мог уснуть, и ребята тоже – по лицам было видно, разбитые. И не могли даже зацепиться за что-то, соперник уходил в отрыв, было сложно что-то сделать.
– Вы уже прочувствовали тренерскую ношу? Какие выводы можете сделать о себе по сыгранным матчам?
– Перечислять очень долго. В первую очередь – это ответственность. Ответственность за результат лежит на тебе. Рано говорить про меня как тренера, я еще совсем «зеленый». Думаю, надо быть самим собой, не надо из себя кого-то строить. Мне надо добавлять жесткости, однозначно. Я демократичный, мягкий в каких-то моментах, и от меня порой не ожидают, что я могу прикрикнуть. В этом плане не хватает жесткой руки, поработаем над этим, и все будет нормально.
– Тяжело психологически переносить поражения?
Безусловно, я и игроком не мог принять поражения, и, будучи тренером, поражения, также много эмоциональных сил забирают. Никто не любит проигрывать, но из поражений, наверное, больше выводов извлекаешь, чем из побед. Победы окрыляют и ослепляют, а из поражений можно сделать выводы, увидеть свои слабые стороны и работать над ними. Без поражений не бывает побед – верно сказано. Все должно быть поэтапно, одни поражения тоже не приведут команду к успеху.
– У вас десятилетний опыт в профессиональном баскетболе. Чем сегодняшний баскетбол отличается от того, который был 10-15 лет назад?
– Игра была жестче, это было разрешено правилами. Сейчас не разрешено бить локтями, есть свои нюансы. Когда я только начинал молодых учили: если ты прыгнул, сразу локоть поднимают и сломанный нос – это как минимум. Я не говорю, что это хорошо. Был более жесткий баскетбол, более медленный. Сейчас появляется много скаутов, которые разбирают действия игроков. Тренер вынужден скрывать взаимодействия, не озвучивать их вслух, а действовать с помощью жестов. Наверное, быстрее стал баскетбол, игра от периметра. Если раньше редкостью был в команде большой с дальним броском, сейчас и пятый номер бросает, и четвертый без броска не считается четвертым.
– Сегодня при минимальных контактах игроков пробиваются штрафные. Не замедляет ли это динамику игры на Ваш взгляд?
– Когда мы выступали в Литве, там еще жестче давали играть. Было непривычно вначале, через несколько матчей уже сам готов к контакту и можешь себе позволить жестче сыграть, адаптируешься и чувствуешь себя нормально.
– Как сейчас развивается баскетбол в России, и как Вы относитесь к легионерам в Суперлиге?
– Сегодня строятся более качественные залы, больше дают развития баскетболу СМИ и социальные сети, появляется больше вовлеченных людей. Что касается легионеров, если это хороший игрок, он может дать опыт молодым ребятам, которые будут за ним следить. С другой стороны, лига должна быть для российских баскетболистов, ребята должны здесь раскрываться, развиваться, а не сидеть на скамейке. Если легионер профессионал, то он нужен один, чтобы привносил западные элементы и новшества, показывал, как они тренируются за рубежом. Но лига должна быть для российских игроков, чтобы они набирались игрового опыта и пытались пробиться выше.
– Во время домашних игр на трибунах много ваших родных и друзей. Слышите их поддержку, чувствуете дополнительную ответственность?
– Будучи игроком, и будучи тренером, во время матча отключаешься от внешних факторов. Может быть, эпизодически слышишь реплики и крики, но сосредоточен на процессе, весь в игре. Будучи игроком, было то же самое, хотя играли в больших залах, концентрируешься и не реагируешь на это. После игры, если это победа, конечно, принимаешь поздравления. Если поражение, то слова сочувствия, подбадривают, чтобы не унывали. Приятно играть и тренировать команду в родном городе, безусловно.